Задайте вопрос

    Данная консультация не является заменой визита врачу

    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Восстановление речи после инсульта

    Каждый год почти миллион человек нашей страны страдают от инсульта. Эта патология может привести к мышечной слабости, параличу, когнитивным проблемам, снижению эмоционального контроля, формированию инвалидности и даже смерти.

    Одним из распространенных осложнений у пациентов, перенесших инсульт, является нарушение речи. Есть много форм речевых расстройств, от которых могут страдать пациенты после инсульта, но они сгруппированы общим термином – афазия после инсульта.

    Почему нарушается речевая функция

    Не все пациенты с инсультом будут испытывать афазию, но, по оценкам специалистов, до 40% выживших после инсульта имеют ту или иную форму речевых нарушений. У большинства пациентов, перенесших инсульт, после курса реабилитации будут восстановлены практически все или только некоторые нормальные речевые функции. Чтобы помочь пациентам, недавно перенесшим инсульт, существуют логопедические упражнения, которые нужно регулярно выполнять во время периода выздоровления. Мы рассмотрим несколько самых популярных логопедических упражнений, которые вы можете выполнять дома. Кроме того, нужна еще и медикаментозная поддержка, целый курс физиотерапевтических процедур, гимнастика и артикуляционные упражнения, массажи и поддержка близких, родни. Только комплексное воздействие помогает восстановить речь после инсульта.

    Причины нарушения речи после инсульта

    Основная причина развития расстройств речи – перенесенный инсульт. Он развивается, когда кровь не может поступать по артериям к определенной области мозга. Поражение может возникать из-за образования сгустка крови (тромба). Это так называемый ишемический (белый) инсульт. Второй вариант — разрыв кровеносного сосуда в мозге с развитием кровотечения и образованием гематомы (геморрагический или красный инсульт).

    Когда клетки определенной зоны мозга лишены богатой кислородом крови, это приводит к гибели этих участков. Вот почему быстрое лечение инсульта необходимо как для спасения жизни, так и для сохранения функций мозговой ткани!

    Формы речевых нарушений

    Когда инсульт происходит в левом полушарии, где расположен языковой центр мозга, это может привести к нарушениям языка. Если инсульт происходит в области мозга, которая контролирует речь или общение, это может вызвать афазию.

    Термин «афазия» определяется как нарушение или полная потеря речи, проблемы с восприятием языка. Состояние может повлиять на устную речь, письмо, чтение и социальное общение.

    Есть много различных типов проблем с речью, которые могут возникнуть после инсульта. Для уточнения диагноза и оценки тяжести состояния после инсульта нужно общаться с неврологом и логопедом. Они могут помочь оценить сохранившиеся когнитивные коммуникативные навыки, возможности восстановления речи и повреждение других областей, связанных с общением. Специалист может поставить после инсульта диагноз афазии, дизартрии или речевой апраксии.

    Признаки афазии

    Выделяют различные симптомы, признаки афазии. Другими словами, у пациента возникают различные по своей структуре трудности с речью и языком.

    • Афазия Брока связана с трудностями при подборе правильных слов или предложений длиннее 4 слов. Формирование слов может быть затруднено, и речь обычно звучит невнятно или искажено.
    • Пациенты с афазией Вернике могут произносить слова, но им трудно понять значение слов. Они часто произносят слова в предложениях, которые не имеют значения или не имеют смысла.

    Есть много других классификаций афазии. Общая идея афазии заключается в том, что пациентам трудно воспроизводить слова, правильно произносить их и составлять полные и грамматически верные предложения. Логопедия может помочь в улучшении речи после инсульта.

    Если человек не может говорить после инсульта, значит, у него развились серьезные нарушения речи. В этом случае эксперты будут решать вопрос о том, как восстановить речь максимально быстро и эффективно.

    Афазия может иметь несколько форм, на основании которых составляется прогноз восстановления речи после инсульта, при реабилитации в клинике и в домашних условиях:

    • Полная (либо она же – тотальная) афазия, для которой типично полное непонимание обращенной речи, не узнавание близких, невозможность говорить.
    • Моторная – человек может говорить, но из-за проблем с мимическими мышцами страдает дикция, нет четкости речи. Мозговые центры речи не нарушены, мыслительная функция и понимание в норме, но внятные ответы из-за частичных параличей давать сложно.
    • Сенсорная – поражение зоны, которая отвечает за распознание речи, приводит к тому, что человек не понимает родной язык, считая его незнакомым.
    • Амнестическая – речь сохранена, но человек страдает от проблем памяти, забывая нужные слова или названия.
    • Семантическая – пострадавший может понимать только простые и очень короткие конструкции речи, говорит также короткими фразами, не улавливая сути длинных предложений.

    Диагностика афазии

    Во многом прогноз и динамика восстановления речи после инсульта зависит от диагностики. Расстройства речи могут иметь различные формы, а также слабую, умеренную или тяжелую степень выраженности. Так, при легкой дизартрии люди путают буквы в словах, понимают обращенную речь, могут писать и читать.

    При сенсорной афазии человек интеллект сохранен, понимает обращенную речь, но не может сам выразить свои мысли словами, ведет себя крайне импульсивно, жестикулирует, а речь – это бессмысленный несвязанный поток звуков и слов.

    Тяжелая сенсомоторная афазия приводит к тому, что пациент не понимает обращенной речи и не говорит сам. Он не понимает простых инструкций, требует ухода со стороны. Для уточнения диагноза необходимо обследование невролога и консультация логопеда.

    Как долго идет восстановление речи после инсульта

    У подавляющего большинства пациентов систематические упражнения, скороговорки, курсы реабилитации для восстановления речи помогают вернуть большую часть речевых навыков, пусть не в полном объеме, но вполне достаточном для того, чтобы нормально общаться с окружающими. Но гарантии, что восстановление будет 100% успешным, не дает никто. Многое зависит от тяжести поражения мозговой ткани, тех условий, в которых была оказана первая помощь, и как прохладило лечение острой фазы, возможностей регенерации и желания, воли к победе.

    Чем раньше начаты все мероприятия направленные на то, чтобы восстановить речь после инсульта, тем выше результаты. Простые проблемы обычно устраняются спустя 3-6 месяцев регулярных занятий, но процесс может затянуться на несколько лет. Однако, если через 5-10 лет речь не восстановилась, скорее всего дефекты останутся навсегда.

    Общие рекомендации

    Хотя неспособность говорить может помешать участию в обычной речевой терапии, все еще есть надежда на полное или частичное выздоровление. Нужно знать, какие виды логопедии после инсульта могут помочь пациентам восстановить речь, даже если они вообще не могут говорить.

    Способы возвращения речи после инсульта

    Чтобы заново научиться говорить после инсульта, человеку нужно переучить свой мозг, чтобы контролировать свою речь. Это позволяет сделать так называемая функция мозговой нейропластичности, частично или полностью позволяющая восстановить утраченные возможности.

    Нейропластичность позволяет человеческому мозгу формировать новые нервные пути, которые возьмут на себя речевую функцию пораженного участка мозга. Когда языковой центр мозга повреждается при инсульте, нейропластичность позволяет здоровым частям мозга взять на себя (хотя бы частично) функцию языка и речи.

    Нейропластичность активируется всякий раз, когда человек практикует определенные навыки или умения. Например, когда люди занимаются скорочтением, мозг формирует и укрепляет новые нервные пути для этого навыка. Чем больше практики в новом навыке, тем сильнее становятся эти пути и тем легче становится читать быстро. Аналогично и с восстановлением речи в постинсультном периоде.

    Чтобы заново научиться говорить после инсульта, пациенту нужно практиковаться в логопедических упражнениях. Практикуя навыки речи, он перепрограммирует мозг и научится снова разговаривать. Например, если выявлена дизартрия, нужно попрактиковаться в использовании мышц рта и языка для улучшения речи. Чем больше человек тренируется с использованием этих мышц, тем лучше будет результат. Головной мозг будет перестраиваться на основе того, что постоянно практикуется. Но люди, которые не могут говорить после инсульта, могут не иметь возможности выполнять упражнения по логопедии в начале реабилитации. К счастью, есть еще один метод логопедии, который может помочь!

    Где лучше проходить реабилитацию

    Первые этапы восстановления начинаются еще в клинике, где пациент получает лечение в острой фазе инсульта. По мере того, как его состояние стабилизируется, он выписывается из стационара домой, реабилитацию можно проводить в домашних условиях, но после консультации с неврологом, подбора логопедом подходящих упражнений для восстановления речи после инсульта.

    Начинают занятия уже примерно через неделю после перенесенной сосудистой катастрофы, при условии стабилизации состояния. Если же пациент не стабилен, занятия откладывают на период до двух месяцев с момента инсульта.

    План реабилитации

    В каждом случае специалисты составляют индивидуальную программу реабилитации. Они основываются на различных рекомендациях и исследованиях. Так, при грубой форме афазии применяют методику Клепацкой для восстановления речи после инсульта. Помимо речевых, страдают и другие функции, поэтому реабилитационные мероприятия проводятся комплексно.

    Лекарственные препараты

    В комбинированной терапии инсультов назначают Глиатилин. Он относится к нейропротекторным препаратам и содержит холина альфосцерат, необходимый для синтеза ацетилхолина, важнейшего нейромедиатора.

    Препарат выпускается во всех необходимых формах для проведения реабилитационных мероприятий на каждом этапе инсульта:

    • вострой фазе необходим раствор для инъекций 1000 мг/3 мл №6,
    • для последующего лечения капсулы 400 мг №14 для приема внутрь либо раствор для приема внутрь 600мг/7мл удобный для применения при затруднениях с глотанием.

    Глиатилин помогает в нормализации работы мозговой холинергической системы, корректируя когнитивные функции пациентов. Введение препарата по мере ослабления острых симптомов помогает быстрее уменьшать симптоматику патологии. При систематическом применении лекарства относительно быстро восстанавливается метаболизм внутри нервных клеток, улучшается память, речь и когнитивные функции.


    О препарате

    Как проходит реабилитация речевых нарушений

    Неожиданная форма логопедии после инсульта, называемая мелодической интонационной терапией (или пением), может помочь пациентам, которые вообще не могут говорить. Хорошо изучено и понято, что пациенты с инсультом с сильно ограниченной речью лучше поют свои слова, чем произносят их. Это связано с тем, что пение включает в себя музыку и ритм, которые являются задачами правого полушария. Таким образом, даже после того, как инсульт в левом полушарии ухудшает способность говорить, пациенты могут вместо этого петь свои слова.

    Это достаточно сложно, но с помощью опытного реабилитолога, постепенно можно получить доступ к словам. Работа с патологом на речевом языке необходима пациентам, перенесшим инсульт, которые восстанавливают тяжелые нарушения речи.

    Как только восстановится часть речи, можно начинать выполнение упражнений по логопедии дома. Существуют также мобильные приложения, которые помогают идентифицировать проблемные области и создать режим речевого упражнения, настроенный только для пациента. Эти приложения — отличный способ повторения, необходимого для восстановления между амбулаторными сеансами терапии.

    Памятка: 5 домашних упражнений для пациентов, перенесших инсульт

    1. Дыхательные упражнения

    Распространенным симптомом афазии и нарушения речи у пациентов, перенесших инсульт, является нарушение регуляции дыхания во время разговора. Люди дышат в середине предложений, что мешает говорить долго и понимать слушателей.

    Выполнение дыхательных упражнений может помочь регулировать дыхание, в то время как говорить будет намного легче. Тренируйтесь планировать дыхание, которое вы будете делать во время разговора. Повторите предложения и вдохи про себя, чтобы освоить, когда уместно сделать вдох. Это поможет вам научиться планировать дыхательные паузы, когда вы заново научитесь составлять предложения и правильно дышать во время речи.

    2. Упражнения на укрепление языка

    Формирование слов является еще одним распространенным симптомом нарушения речи у переживших инсульт. Разминка языка и упражнения укрепят мышцы и облегчат произношение правильных звуков, образующих слова. Это также помогает укрепить нервные пути и «мышечную память» речи, которую пациенты могут потерять после инсульта.

    Одно из таких упражнений — высунуть язык наружу и засунуть внутрь. Просто вытолкните язык и оставьте его на несколько секунд. Верните язык обратно. Повторите этот процесс несколько раз в день. Языком также можно болтать из стороны в сторону. Также можно практиковать прикосновение своего языка к определенным областям рта, чтобы улучшить способность контролировать язык во время речи.

    3.Практика звуков речи

    Произносить правильные звуки и слова для пациентов с афазией достаточно трудно. Сосредоточенная практика на определенных звуках и словах может быть отличным домашним упражнением для пациентов, перенесших инсульт. Например, повторяйте похожие звуки: «Ах, да, у, ал, ук… и т.д. Тренируйтесь произносить этот набор много раз подряд, прежде чем переходить к другому. Это будет тренировать рот и язык, чтобы практиковать формирование звуков и слов.

    Вы должны сосредоточиться как на чистоте звука (делая их как можно более ясными и понятными), так и на силе (сделайте это громко, чтобы быть понятым). Вы также можете попрактиковаться в повторении определенных слов, чтобы получить правильные звуки и движения. По мере улучшения вы можете увеличивать сложность повторяемых слов.

    4. Наименование картинок

    В то время как физическое формирование слов для некоторых пациентов затруднительно, другие пациенты борются с произношением слова, о которых они думают. Чтобы укрепить связь между словами и вещами, вы можете проверить себя, взглянув на картинки, и попрактикуйтесь в произнесении слова, которое изображено на картинке. Это поможет вам связать образы со словами в уме, а также поможет улучшить вашу речь и формирование этих слов. Попробуйте повторить слово несколько раз, чтобы по-настоящему овладеть произношением и почувствовать, как сформировать слово мышцами рта и языка.

    5. Практика построения фраз

    Только словообразование не всегда является проблемой для пациентов с инсультом. Многие пациенты затрудняются в формировании полных и правильных предложений. Во время практики произнесения определенных слов и звуков вы должны также попытаться составить предложения. Это могут быть предложения, которые вы читаете (если вы сохранили понимание прочитанного после инсульта).

    Вы также можете объединить эту практику с упражнением «называние картинок». Попробуйте составить предложение на основе изображений, которые вы используете, чтобы попрактиковаться в формировании слов. Чем больше вы практикуетесь с формированием предложений, тем больше вы сможете связать речь с общением после инсульта.

    Рекомендации для родственников пациентов с афазией и дизартрией

    Чтобы процесс восстановления человека, перенесшего инсульт, был максимально быстрым и эффективным, родным и близким стоит соблюдать ряд правил поведения и общения с пациентом, страдающим афазией.

    • Постоянно создавайте ощущение, что больной крайне важен для вас и нужен, вы его очень цените.
    • Поддерживайте человека, помогайте поддерживать уверенность в его скором выздоровлении, высказывайте желание помочь.
    • Как можно активнее и чаще говорите с больным, привлекайте его к обсуждению семейных вопросов.
    • Часто ставьте любимую музыку, песни, побуждайте петь, это помогает пробуждать новые импульсы речи в мозге.
    • Запаситесь изрядной долей терпения, выполняя упражнения, не раздражайтесь при неудачах, ведь человек учится заново.

    Чего не стоит делать

    Близким людям, которые ухаживают за пациентом и помогают ему в занятиях, не стоит делать следующее:

    • Разговаривать с пациентом, будто он ребенок, либо страдает нарушениями слуха, интеллекта;
    • Самостоятельно говорить за пострадавшего, завершать за него начатые слова или фразы;
    • Обсуждать его проблемы вслух, даже если он плохо понимает вашу речь;
    • Требовать от человека говорить как прежде, проявлять нетерпеливость;
    • Заниматься с букварем или азбукой, детскими пособиями.

    Прогнозы по возвращению речевых навыков

    В целом, есть надежда на восстановление речи после инсульта, независимо от того, насколько серьезны были языковые нарушения. Даже пациенты, которые не могут говорить после инсульта, могут начать разговаривать, используя силу правого полушария посредством пения.

    Затем, как только достигнут определенный прогресс, пациенты могут продолжать терапию самостоятельно в домашних условиях, используя логопедические упражнения.

    Читать также

    Мнемотехника для взрослых: упражнения для развития памяти

    Большинство людей использует свой мозг примерно на 10% от всего возможного ресурса. Остальной его потенциал остается не задействованным. Люди, обладающие очень хорошей памятью, могут запоминать большие объемы информации, используя приемы мнемотехники.

    Читать полностью

    Какая часть мозга отвечает за речь?

    Вы когда-нибудь задумывались, как наш разум формирует слова? Или как вы понимаете, что говорят другие? Ответ на эти вопросы заключается в понимании того, какая часть мозга отвечает за речь.

    Читать полностью

    Когнитивные функции

    Расстройства интеллектуальных или когнитивных функций (КФ) — значимая проблема медицины, с которой работают врачи различных специализаций.

    Читать полностью

    Нарушение мозгового кровообращения

    Для того, чтобы головной мозг активно функционировал, ему необходимо постоянное поступление кислорода, глюкозы и других необходимых соединений.

    Читать полностью

    Хроническая ишемия головного мозга

    Хроническая ишемия в медицине — это медленно прогрессирующее нарушение кровоснабжения органа, снижение поступления кислорода и питательных веществ, необходимых для его жизнедеятельности.

    Читать полностью

    Восстановление руки после инсульта

    Слабость рук или полный паралич одной половины тела очень распространены после инсульта. По данным статистики, примерно девять из каждых десяти людей после инсульта испытывают какие-либо ограничения мышечного тонуса и активного движения.

    Читать полностью
    Понравилась статья? Оцените ее
    • 18
    • 0
    • 0
    Статья носит исключительно информационный характер. Необходимо получить консультацию специалиста.

    Список литературы

    1. Клепацкая Л.Б. Восстановление речи после инсульта. Комплекс упражнений для восстановления речи. — М.: В.Секачев, 2011. (https://vk.com/doc42124387_440223571?hash=d13edfbef783b83263&dl=c199c0d4c1dea11850)
    2. Клепацкая Л.Б. ч.2 Внимание, мышление, речь. Грубая форма афазии— М.: В.Секачев, 2011. (https://vk.com/doc68663293_463291953?hash=60df57d7474ef5c126&dl=4aa1468209d38fe338)
    3. Курушина О.В., Барулин А.Е., Куракова Е.А., Ансаров Х.Ш. Нарушения речи и их коррекция у пациентов после инсульта // МС. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narusheniya-rechi-i-ih-korrektsiya-u-patsientov-posle-insulta (дата обращения: 08.06.2021).
    4. Можейко Е. Ю. Восстановление речевых нарушений у постинсультных больных: актуальность, проблемы и перспективы // Сибирское медицинское обозрение. 2008. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vosstanovlenie-rechevyh-narusheniy-u-postinsultnyh-bolnyh-aktualnost-problemy-i-perspektivy (дата обращения: 08.06.2021).
    5. В. В. Оппель Восстановление речи после инсульта. Библиотека практического врача. http://libarch.nmu.org.ua/bitstream/handle/GenofondUA/33809/1cd570a191b74a775f2b33c13a1c7438.pdf?sequence=1
    6. Гришина Д.А. Восстановление речи после инсульта // Эффективная фармакотерапия. 2019. Т. 15. № 34. С. 20–25. DOI 10.33978/2307-3586-2019-15-34-20-25
    7. О. В. Курушина, А. Е. Барулин, Е. А. Куракова, О. И. Агаркова Речь после инсульта: виды нарушений и их коррекция. ЛЕКАРСТВЕННЫЙ ВЕСТНИК № 1 (65). 2017. Том 11 https://www.volgmed.ru/uploads/journals/articles/1494503614-drugs-bulletin-2017-1-2901.pdf
    Notice: Undefined index: overlay2 in /home/d/dgugun13/gliatilin.rf/public_html/wp-content/themes/gliatilin/footer.php on line 182 Notice: Undefined variable: hide_overlays in /home/d/dgugun13/gliatilin.rf/public_html/wp-content/themes/gliatilin/footer.php on line 192 Найти
    в аптеках