Интеллектуальные нагрузки и умственное переутомление
Усталость или утомление – состояние, которое возникает вследствие повышенной нагрузки или при заболеваниях. Обычно это временное состояние, которое проходит самостоятельно после отдыха и не нуждается в коррекции. Однако избыточное утомление на фоне обычных интеллектуальных или физических нагрузок, которое остается после отдыха, можно рассматривать как патологическое состояние «астения».
Умственное переутомление причины
Чувство усталости – это защитный механизм организма от истощения внутренних ресурсов: чем меньше деятельности, тем меньше нужно энергии. Важно, что включается этот механизм задолго до действительного сокращения энергетических ресурсов.
Все причины переутомления разделяют на 3 группы:
1. Реактивная астения
Может встречаться у здоровых людей как ответная реакция на значительную нагрузку, например, состояние после перенесенного заболевания, необходимость часто и быстро переключать внимание, многозадачность (переводчики-синхронисты, авиадиспетчеры), ночной труд (машинисты, сотрудники скорой помощи), интеллектуальные перегрузки длительное время, отсутствие отпусков (топ-менеджеры, управляющие, маркетологи). Такие состояния называют «синдром менеджера» или «синдром выгорания», когда есть взаимосвязь с провоцирующим фактором, универсальность ответной реакции или преходящая усталость (смотри таблицу 1).
Таблица 1. Причины реактивной астении
Физиологические (напряжение адаптивных возможностей организма в условиях биологического стресса) |
Психофизиологические (напряжение адаптивных возможностей организма в условиях эмоционального стресса) |
Период рекомвалесцемции после: |
|
|
|
2. Первичная астения
Другое ее название функциональная или неврастения. Эта неистовая усталость возникает без серьезной органической патологии организма и считается разновидностью невроза, при котором усталость является ведущим признаком. Наиболее часто ее называют «синдром хронической усталости» или СХУ. Наиболее типичная картина СХУ – это чрезмерная утомляемость при привычной повседневной нагрузке. Важно разделять это ощущение от усталости физической или печали. Возможны жалобы на снижение интеллекта, памяти, внимания, но с помощью тестов подтвердить этого не удается. Может подняться температура тела, появляться летучие суставные или мышечные боли, боль в горле или в голове, болезненность лимфоузлов. Для постановки этого диагноза требуется не менее 6 мес неистовой усталости без явных на то причин, остающейся после отдыха и снижающей качество жизни больного. Дополнительно могут присутствовать и другие проявления (смотри таблицу 4).
Таблица 4. Дополнительные симптомы, встречающиеся у пациентов с СХУ
3. Симптоматическая астения
Еще ее называют вторичной или соматогенной, тк возникает она вследствие практически любых заболеваний организма (охватывая инфекции и психические). Это происходит из-за повреждения нейронов мозга или состояний, связанных с основным заболеванием, например онкология, прием лекарств (смотри таблицу 3), заболевания печени и сердечно-сосудистой системы, депрессии (смотри таблицу 2).
Таблица 2. Перечень заболеваний, наиболее часто ассоциированных с астенией
Стресс как причина умственной усталости
Любое длительное утомление — это стресс, что ведет к истощению вегетативной, эндокринной и иммунной систем. При стрессе происходит активизация всех защитных сил организма, позволяющая ему выжить и сохранить внутреннее равновесие. Выделяют 3 стадии стресса:
- тревога –экстренная активизация всех защитных сил организма и подавление тех, которые не важны в данной ситуации, происходит выброс гормонов глюкокортикоидов из коры надпочечников, обеспечивающих активизацию и перераспределение ресурсов организма
- резистентность –продолжаются метаболические сдвиги в организме, но при ослабевании стрессорного фактора изменения нормализуются
- истощение —если воздействие продолжается, то устойчивость организма снижается вследствие истощения коры надпочечников
Хронический стресс ведет к тому, что большие концентрации глюкокортикоидов находятся в крови длительное время. Это может вызвать выраженную нейрональную недостаточность некоторых отделов головного мозга, имеющих рецепторы к глюкокортикоидам, и к дальнейшему ухудшению когнитивных способностей индивидуума.
Умственное переутомление признаки
К какому врачу обратиться при симптомах умственного переутомления?
Для начала необходимо обратиться к терапевту, который, исходя из жалоб, визуального осмотра и данных дополнительных методов обследования, сможет предположить причины заболевания и отправит для консультации в первую очередь к неврологу, психиатру или другим специалистам.
Какое дополнительное обследование необходимо?
Для начала необходимы общий анализ крови с СОЭ и СРБ, ревматоидный фактор для исключения воспаления, ферритин для исключения анемии, затем гормоны щитовидной железы, возможно МРТ головного мозга и обследование сердечно-сосудистой системы.
Таблица 3. Лекарственные препараты, вызывающие чувство усталости
Миорелаксанты
Аналгетики
Антигистаминные р-блокаторы
Диуретики
Снотворные
Бензо диазепины
Противовоспалительные
Интерферон
Умственное переутомление лечение
Не занимайтесь самолечением! Обратитесь к врачу! Лечение умственного переутомления направлено на уменьшение выраженности астении, усилению жизненной активности и увеличению качества жизни пациентов. Выбор тактики терапии зависит от причин его вызвавших:
- при реактивной астении исключают факторы, провоцирующие заболевание (рекомендуется смена работы, смена окружения, длительный отпуск)
- при вторичной астении важно в первую очередь лечение основного заболевания
- при неврастении необходим комплексный подход, включающий помимо лекарств физические нагрузки, лечебную физкультуру, физиотерапию, массаж
Медикаментозная терапия включает психотропные (преимущественно антидепрессанты), психостимуляторы, иммуностимулирующие и противоинфекционные средства, общеукрепляющие и витаминные препараты.
Особая роль в лечении пациентов с интеллектуальным переутомлением отводится средствам, оказывающим влияние на холинэргическую систему ЦНС. Основным нейротрансмиттером холинергической системы является ацетилхолин. Главная его психофизиологическая роль заключается в запоминании новой информации и переводом ее из кратковременной памяти в долговременную, а также контроль устойчивости внимания. Поэтому использование лекарств, повышающих биосинтез ацетилхолина, является необходимым в терапии ментальных перегрузок.
В последние годы широко применяется холина альфосцерат, который расщепляется на холин и глицерофосфат непосредственно в ткани головного мозга, и, являясь предшественником ацетилхолина, восстанавливает его баланс в головном мозге. К таким лекарствам относится Глиатилин®(оригинальный холина альфосцерат), содержащий 40,5% холина. Он проникает через гематоэнцефалический барьер и улучшает синаптическую передачу, а так же формирует и поддерживает церебральный резерв.
Интересно отметить, что в нескольких исследованиях у молодых здоровых добровольцев курсовой прием холина альфосцерата перед использованием средства, снижающего уровень ацетилхолина в ткани мозга и, соответственно, ухудшающего память, концентрацию и внимание, не только не приводил к ожидаемому ухудшению когнитивных функций, но и повышал их. Результаты тестов показали, что холина альфосцерат обладает уникальной способностью улучшать умственную работоспособность у молодых здоровых людей и улучшить их базовые интеллектуальные способности.
Так, согласно наблюдениям, после лечения Глиатилином® пациенты отмечали субъективное улучшение состояния: «ощущения свежести в голове», повышение умственной работоспособности, улучшение памяти и уменьшение выраженности рассеянности и забывчивости.
Рекомендуется пероральный прием по 1 флакону 600 мг (7 мл) 2 раза в сутки: утром и в обед до еды, запивая водой. Рекомендованный курс лечения 1-3 месяца.
Дозы и длительность лечения при необходимости могут быть изменены лечащим врачом, что может быть обусловлено клинической картиной, особенностью течения заболевания, возрастом и переносимостью препарата.
Профилактика умственного переутомления
Интеллектуальные функции начинают формироваться непосредственно после рождения и затем их развитие, по мере взросления индивидуума, происходит под влиянием социума. Церебральный резерв — важный фактор их развития, который индивидуален у каждого человека. Так его наличие может уменьшить неблагоприятное влияние различных факторов агрессии (повышенная интеллектуальная нагрузка, возрастные изменения, опухоли, инсульт, черепно-мозговые травмы, дегенеративные заболевания мозга) на ментальную сферу.
Профилактике умственного переутомления и поддержанию интеллектуального резерва способствуют постоянные физические нагрузки, дозированная интеллектуальная активность, трудовая деятельность, эмоциональная насыщенность, активные социальные контакты, контроль нормальной массы тела, воздержание от алкоголя и курения.