Задайте вопрос

    Данная консультация не является заменой визита врачу

    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Мнемотехника для развития памяти взрослым

    Большинство людей использует свой мозг примерно на 10% от всего возможного ресурса. Остальной его потенциал остается не задействованным. Люди, обладающие очень хорошей памятью, могут запоминать большие объемы информации, используя приемы мнемотехники.

    Это особые приемы мнемоники – специфические техники запоминания информации определенного вида. Они основаны на особенностях психологии человека, а также на четырех ключевых правилах запоминания – это внимание, ассоциации, структурирование информации и различные варианты повторения пройденного. Основные знания физиологии нервной системы и применение на практике специальных мнемотехник позволяет быстрее и лучше запоминать термины, цифровую информацию, сложные тексты, лица и фамилии, имена, выражения, иностранные слова и выражения, многие другие виды информации.

    Сегодня использование мнемотехники стало особенно популярно. Ее используют даже в детских садах и развивающих центрах, а также в школах и профессиональных учебных заведениях, на курсах и тренингах для взрослых. Многие люди считают, что это современная, новейшая разработка, которая позволяет избежать проблем с памятью и рассеянности. Но стоит сказать, что мнемотехнические приемы известны много веков, да и сам термин имеет греческое происхождение, происходящее от имени древней богини Мнемозины. В свое время основные приемы мнемотехники Использовали известные люди – Александр Македонский, Наполеон Бонапарт и Аристотель, Юлий Цезарь и Джордано Бруно. Но сложно ли освоить эту науку и ее приемы современным людям, насколько эффективными будут эти техники? Обсудим подробнее.

    Что такое мнемотехника

    Мнемоника (или второе название – мнемотехники) – это способы и приемы, которые специально разработаны для того, чтобы облегчить запоминание сложной информации определенного типа. Многие авторы используют термин «мнемоника» для отражения всей сути методики, которая помогает в освоении и запоминании новых данных, в то время как термин «мнемотехника» применяется в практическом плане, как применение различных подходов, техник и методов, определенных для каждого конкретного вида памяти.

    Ключевые принципы при использовании любых методов мнемотехники – это замена абстрактных объектов, которые трудно запомнить, на понятия или образы, которые имеют визуальное, аудиальное или иное чувственное ощущение, представление. Формируется привязка объектов с уже имеющимися видами информации (строятся ассоциации), что упрощает процесс запоминания.

    Виды

    Мнемоника – это достаточно обширная наука, которая известна на протяжении многих веков. За это время она прошла целую историю становления и развития, в ней сформировалось много различных видов. Нередко в книгах и руководствах эти методики могут переплетаться меж собой, предлагаются комплексы, которые относятся к разным видам техник, из-за чего эффективность занятий снижается. В основе занятий – системный подход и использование конкретного вида, направления, наиболее подходящего для ваших целей, поставленных задач и индивидуальных особенностей психики. Важно осваивать сначала простые методы, и по мере развития переходить к другим методикам. Обсудим кратко основные виды мнемотехники.

    Народная – ее основными приемами многие из нас пользуются, даже не подозревая об этом. Стихи, сочиненные для школьных правил русского языка, акростих для запоминания цветов радуги, дорожные знаки, иконки рабочего стола, и даже алфавит – это специфические коды, тренирующие, развивающие память, позволяя запомнить и быстро воспроизводить нужную информацию.

    Классическая – это система, описанная еще в 86 году до нашей эры, являвшаяся в то время частью науки – риторики.Методы использовались для того, чтобы запоминать и безошибочно произносить длинные речи. Цицерон был одним из тех, кто применял этот метод.

    Современная – это мнемоническая система Джордано, сложная и основанная на открытиях нейробиологии система развития памяти

    Цирковая или по-другому эстрадная – используется цирковыми артистами, актерами для передачи различной информации за счет жестов, мимики или интонаций. Сегодня эту технику часто используют экстрасенсы, мошенники, аферисты.

    Педагогическая – методика является противоположностью предыдущей методики. Она оформилась к 16 веку, более проста и доступна обычным людям, поэтому широко распространилась в массах. При ней не нужны сложные ассоциации (зрительные ил иные), основные приемы этого вида мнемоники – многократное прочтение текстов с его повторением (обязательно вслух), тезисное конспектирование, иллюстрации, дидактические материалы и игровое обучение.

    Спортивная – это ежегодные соревнования по мнемотехникам. Это узко специфичное направление с участниками, которые добились выдающихся успехов в одном направлении (чтение наизусть длинных произведений, воспроизведение на память длинных чисел и т.д.). Победители обычно попадают в различные книги рекордов, включая книгу Гиннеса. Основные показатели для этой техники – объем и скорость запоминания.

    Зачем нужна мнемотехника

    В современном мире мнемотехника для начинающих и продвинутых используется для повышения производительности, увеличения собственных когнитивных ресурсов, улучшения памяти. Если тренировать свою память по 15-20 минут ежедневно, используя наиболее эффективные и проверенные временем приемы мнемотехники, можно значительно улучшить резервы памяти.

    Сегодня от нас требуется запоминание и воспроизведение огромного объема информации, точных данных, используемых в работе и дома. Это пароли и логины для различных ресурсов, цифровые или буквенные коды файлов, программ. Важна способность быстро и полно воспроизводить достаточно серьезные объемы информации.

    Школьникам требуется запоминание стихотворных произведений и прозы, увеличение активного словарного запаса, развитие творческих способностей за счет увеличения возможностей памяти. Кроме того, мнемотехника пригодится для запоминания иностранных слов и освоения языков в короткие сроки. За счет применения на практике мнемонических приемов объем иностранных слов можно увеличить в два-три раза. Изучив один язык можно в последующем применять его как основу для освоения других иностранных языков.

    Приемы мнемотехники

    Чтобы мнемотехника была полезна для развития когнитивных способностей и улучшения памяти, необходимо постигать ее с самых основ, знать ее основные инструменты – это ключевые приемы, которые помогают в запоминании практически любых видов информации.

    Для освоения этой системы разработан достаточно большой набор унифицированных приемов для быстрого запоминания информации. Среди ключевых методов и приемов мы может выделить самые широко применяемые:

    • Буквенный код – это образование различных смысловых фраз по начальным (либо присвоенным по другому принципу) буквам в запоминаемой информации.
    • Ассоциации – это нахождение ярких, очень необычных ассоциаций, которые связываются с информацией, которую нужно запомнить.
    • Рифмование – создание пар рифм или сочинение небольших стихов, которые содержат материал для запоминания.
    • Созвучие – это запоминание новых иностранных слов или сложных терминов за счет созвучных и уже хорошо известных слов или фраз.
    • Метод римской комнаты – это назначение для запоминаемых объектов отдельного места в очень хорошо известной вам комнате.

    Как освоить

    На первых порах, чтобы узнать основные мнемонические правила, приемы и методики, можно заниматься со специалистами очно или он-лайн. Кроме того, можно найти множество обучающих курсов в интернете. Вариантов освоения техник – очень много.

    Если средств и возможности освоения под руководством специалиста нет, есть возможность освоения мнемонических техник в домашних условиях. Но это будет дольше по времени и трудозатратам, чем обучение у профессионалов. Некоторые из приемов могут казаться сложными, и тогда велики шансы бросить начатое, не освоив методики и не улучшив память. Поэтому нужны усидчивость с регулярностью. График занятий с преподавателем в этом отношении больше дисциплинирует.

    Перед началом нужно подобрать вид мнемоники. Новичкам лучше всего подойдут педагогический или народный вид техник, классические и современные больше подходят для продвинутого уровня. Важно также определить тип памяти, который нужно прокачать прежде всего. Стоит заранее определиться с приемами, которые будет проще всего освоить – это созвучия, ассоциации, рифмование. Важно выделить себе достаточно времени для занятий, и лучше всего это делать перед сном, чтобы потом уже спокойно отдыхать.

    Упражнения мнемотехники

    Сегодня можно найти много различных упражнений мнемотехники, которые ориентируются на различные возрастные группы. Наиболее полезны они для школьников и студентов, которым нужно в короткие сроки осваивать большие объемы информации. Так, например, в школе могут пригодиться упражнения «истории», в которых нужно составить рассказ с использованием списка заранее выданных слов, метод «цепочки» или метод Цицерона (присвоение определенной информации месту в своей комнате).

    Для взрослых можно подобрать различные компьютерные игры или упражнения, которые будут направлены на определенные виды памяти, запоминание той или иной новой информации.

    Чтобы метод сработал и был эффективным, важно заниматься ежедневно, систематически.


    О препарате

    Читать также

    Астения (астенический синдром, астенические расстройства)

    Термином «астения» специалисты описывают состояние физической и психической слабости, которая не устраняется при обычном отдыхе, сопровождается сменой настроения, повышением утомляемости, нарушениями сна, раздражительностью.

    Читать полностью

    Холин

    Холин (известен также под другими наименованиями — холина хлорид, холина битартрат, витамин B4) является нужным витаминоподобным веществом для функционирования центральной и периферической нервной системы человека.

    Читать полностью

    Когнитивные нарушения

    Различные неврологические нарушения чаще всего затрагивают высшую нервную деятельность, в результате чего формируются когнитивные нарушения. Они возникают как следствие различных изменений как в строении головного мозга, так и в его функционировании.

    Читать полностью

    Когнитивные нарушения после инфекции COVID-19

    Как и большинство инфекций, вызванных представителями семейства коронавирусов, инфекция COVID‐19 чаще всего проявляется гриппоподобными симптомами различной степени тяжести.

    Читать полностью

    Черепно-мозговая травма (ЧМТ)

    Черепно-мозговая травма (далее ЧМТ) может включать в себя не только повреждение мозга и черепа, но и сосудов, черепно-мозговых нервов и мозговых оболочек вследствие механического воздействия (падения, удары и пр.).

    Читать полностью

    Хроническая ишемия головного мозга

    Читать полностью
    Понравилась статья? Оцените ее
    • 18
    • 0
    • 0
    Статья носит исключительно информационный характер. Необходимо получить консультацию специалиста.

    Список литературы

    1. Campos, Alfredo & Rodriguez-Pinal, Maria & Pérez-Fabello, María. Receptive and productive recall with the keyword mnemonics in bilingual students. CurrentPsychology (NewBrunswick, N.J.). 2014:3364-72. doi:10.1007/s12144-013-9197-y
    2. Huntley J, Bor D, Hampshire A, Owen A, Howard R. Working memory task performance and chunking in early Alzheimer's disease. Br J Psychiatry. 2011;198(5):398-403. doi:10.1192/bjp.bp.110.083857
    3. Thaut MH, Peterson DA, Mcintosh GC, Hoemberg V. Music mnemonics aid verbal memory and induce learning - related brain plasticity in multiple sclerosis. Front Hum Neurosci. 2014;8:395. doi:10.3389/fnhum.2014.00395
    4. Nevid, JS. Essentials of psychology: concepts and applications. Chicago, IL: CengageLearning; 2012.
    5. Tuckman, B, Monetti, D. Educational psychology. Chicago, IL: Cengage Learning; 2011.
    6. Qureshi A, Rizvi F, Syed A, Shahid A, Manzoor H. The method of loci as a mnemonic device to facilitate learning in endocrinology leads to improvement in student performance as measured by assessments. AdvPhysiol Educ. 2014;38(2):140-4. doi:10.1152/advan.00092.2013
    7. Wolfe, P. Brain matters: translating research into classroom practice. Alexandria, VA; Association for Supervision and Curriculum Development; 2001.
    Найти
    в аптеках