Задайте вопрос

    Данная консультация не является заменой визита врачу

    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Тренировка памяти и внимания у взрослых: упражнения

    Упражнения для тренировки памяти и внимания у взрослых позволяют активировать, стимулировать и восстанавливать функции мозга, связанные с нашей способностью воспринимать и обрабатывать информацию. Улучшение этой важной когнитивной области может позволить лучше концентрироваться в течение более длительных периодов времени, иметь возможность выполнять несколько задач одновременно, избегать отвлекающих факторов и быть более эффективными в повседневной жизни.

    Комплексная программа тренировки мозга и развития памяти, внимания, мышления основана на когнитивном резерве и нейропластичности. Игры для мозга и упражнения на концентрацию для взрослых, пожилых людей призваны активировать и укрепить умственные способности. Наши навыки внимания и концентрации постоянно развиваются. У них есть способность меняться и улучшаться со временем. Научные данные показали, что при наличии соответствующей программы когнитивной тренировки можно стимулировать и усилить эту когнитивную функцию.

    Важность памяти и внимания

    Нужно постоянно работать над улучшением памяти и внимания, чтобы оставаться социально активным и без затруднений общаться с окружающими. Есть данные исследований о том, что максимальное развитие нашей познавательной сферы приходится на возраст 25-27 лет. Если не тренировать свой мозг, используя различные упражнения на развитие памяти и внимания, постепенно когнитивные функции будут ухудшаться. Чем меньше времени уделяется этому вопросу, тем заметнее станут изменения, особенно с возрастом.

    Чтобы проще понять важность хорошей памяти, если представить ситуацию: вы идете по улице города, но не можете понять – что это за местность, не помните, как вас зовут и где вы живете, кем работаете. Ситуация достаточно пугающая, но, увы, знакомая многим людям, особенно в преклонном возрасте. Но почему так происходит? Все дело в нашей физиологии.

    Тело человека, как и его мозг – очень специфичны. Если не нагружать и не тренировать как мышцы, так и нейроны, развитие их будет тормозиться: мышцы слабеют, функции мозга – тормозятся, он ленится, расслабляется, хуже запоминает и слабее концентрируется на задачах. После отпуска или летних каникул, когда мы расслабляемся и не нагружаем свой мозг, потом сложно вникнуть в работу, мы рассеяны и забывчивы. А с выходом на пенсию люди часто думают, что теперь-то можно расслабиться: перестают считать и много читать, увлекаясь бытовыми вопросами. Как результат, уже через несколько лет пожилые люди могут запросто забыть, куда положили очки или ключи, забывают включенный чайник на плите, забывают маршрут к дому.

    Чтобы постоянно поддерживать оптимальный тонус и работоспособность мозга, формировать новые связи и сохранять уже имеющиеся, нужно знать, зачем и как правильно тренировать память и внимание, какие виды этих когнитивных функций есть у человека и зачем они нужны.

    Виды памяти и внимания

    Наша память тесно связана со вниманием, поэтому нужно подбирать комплексные упражнения на тренировку памяти и внимания. Именно в этом кроется секрет успеха, возможности запоминания больших количеств важной информации. Кроме того, у человека несколько видов памяти, которые нужно тренировать:

    • зрительная, мы запоминаем ту информацию, что увидели;
    • слуховая, запоминаем то, что слышали в разговоре, с экрана телевизора или по радио;
    • двигательная – тело запоминает то, что было написано своей рукой;
    • комплексная – это память, которая объединяет в себе все виды памяти.

    Для того, чтобы улучшить запоминание, нужно также помнить о том, что есть и несколько видов внимания.

    • Непроизвольное – оно не подчинено усилиям воли, мы концентрируемся на каких-либо раздражителях вне зависимости от нашего сознания (например, обращаем внимание на резкий звук или световую вспышку).
    • Произвольное – мы сознательно концентрируемся на определенной задаче, выполняя ее, прикладываем определенные усилия.
    • Постпроизвольное – оно носит подсознательный характер, не требует усилий, управляясь возникшим интересом (интересно, забавно, хочется узнать, чем кончится сюжет).

    Важны тренировки, любые варианты активности, которые задействуют уже имеющиеся связи в мозге, которые в обычной жизни нами не практически не используются. Например, нужно делать какие-то непривычные и новые для себя действия, которые не переходят в рутинные процессы: это стимулирует и развивает мозговую активность.

    И еще важно помнить о такой функции, как забывание. Это вполне нормальная способность мозга. Он не хранит информацию, которой мы длительно не пользуемся, поэтому, к примеру, напрочь забываются знания, полученные в школе ил институте, но если нужно, чтобы эти знания сохранялись, нужно время от времени их освежать, повторяя важную информацию.

    Факторы, влияющие на ухудшение памяти

    Когда мы тренируем память и внимание, параллельно с этим нужно максимально исключать из своей жизни те факторы, которые отрицательно влияют на запоминание и хранение информации.

    Дефицит сна, бессонница, поверхностный и неполноценный сон негативно влияют на работу мозга, что ведет к рассеиванию внимания, несобранности, быстрой утомляемости и снижению памяти. Поэтому, если вы хотите эффективно заниматься, тренировать память с вниманием, начните с коррекции режима дня. Нужно спать не менее 8 часов, придерживаться постоянного расписания, ложась и вставая примерно в одно и то же время. Если день напряженный, может быть полезен дневной сон – всего 20-30 минут отдыха достаточно для восстановления сил и активности.

    Хроническая гипоксия, недостаток кислорода. Мозгу нужно непрерывное поступление кислорода, он расходует до 20% от всего вдыхаемого объема этого газа. Гипоксия, особенно хроническая, нарушает сосредоточение, вызывает зевоту, ухудшает мозговую активность, снижает запоминание информации. Старайтесь проводить больше времени на свежем воздухе, в парках, скверах. Дома, особенно во время работы, проветривайте помещение, держите окно или форточку приоткрытой.

    Дефицит полезных и избыток вредных продуктов. Избыток кофеина, алкоголь, жирные продукты и избыток сладостей нарушают работу мозга, ухудшают его производительность. Стоит отказаться от них или сократить до минимума, добавив в рацион морскую жирную рыбу, свежие овощи и фрукты, орехи, морепродукты.

    Как развить память и внимание у взрослого

    Постоянные тренировки для мозга нужны не только детям и молодым людям, но и пожилым, в том числе с различными патологиями нервной системы. Систематические занятия помогают сконцентрироваться, быстрее запомнить новое, создать оптимальную последовательность рабочих операций.

    Обдумывая варианты, как улучшить память и развить внимание, стоит обратить внимание на простые упражнения, различные тесты или развивающие игры, онлайн курсы развития памяти и внимания. большинство этих занятий просты и не требуют какого-то особого оборудования, но помогают в развитии новых мозговых связей, поддержании памяти, улучшения концентрации.

    Упражнения

    Есть ряд несложных упражнений, которые при ежедневном выполнении помогут развивать гибкость ума, тренировать все виды памяти.

    • Игра в слова известна с детства. Полезно играть в нее компанией или даже вдвоем. Один говорит слово, второй придумывает новое слово, которое начинается на последнюю букву или слог. Постепенно можно усложнить задачу, выбрав только определенную сферу – предметы, фрукты, имена, города.
    • Назови скрытые предметы. Нужно выбрать несколько предметов (начиная с 5-7 шт), разложить их на столе, внимательно посмотреть на них и запомнить, затем накрыть непрозрачной тканью. Нужно по памяти назвать их в последовательности, которой они лежат. Постепенно количество предметов можно увеличить, усложнить задание, называя их с другого конца, только четные или нечетные.
    • Запоминание рисунка. Это упражнение тренирует зрительную память, помогая запоминать образы. Нужно взять рисунок, смотреть на него прицельно на протяжении минуты, затем по памяти максимально точно воспроизвести.
    • Хождение в темной комнате или с закрытыми глазами. Перемещение в комнате по памяти, закрыв глаза или в полной темноте, помогает укрепить память и способность к ориентированию в пространстве.
    • Прослушивание музыки и запоминание текстов. Нужно слушать новые песни, затем через несколько минут пытаться вспомнить текст и мелодию. Кроме того, полезно вспомнить, где играла эта песня, какие ощущения с ней были связаны.
    • Вопросы о вчерашнем дне и прошлом. Полезно задавать себе вопрос о том, во сколько вы вчера встали, какие блюда ели на завтрак или ужин, в каком году ездили в отпуск на море, когда закончили школу или институт.

    Развивающие игры

    В интернете или книгах можно найти массу развивающих игр и занятий, которые стимулируют работу мозга и тренируют основные когнитивные функции.

    Найти различия между рисунками. Эта игра знакома с детства, нужно внимательно рассматривать картинки, определяя – какими деталями они различаются. Можно начать с простых изображений, постепенно их усложняя. В сети интернет много подобных игр.

    Устный счет. Эта игра помогает в тренировке памяти, мышления. Складывайте в уме двузначные и трехзначные цифры, считайте в уме, прибавляя к числам одно и то же число, строя цепочки из чисел от 1 до 100, называя каждую третью, пятую или шестую цифру.

    Одним из важных моментов в улучшении памяти, считают медикаменты. Это могут ноотропные препараты. Особенно важны те из ноотропов, которые влияют на холинергическую систему головного мозга.Так, использование Глиатилина у людей, перенесших травму или имеющих проблемы со здоровьем помогает нормализовать работу холинергической системы головного мозга. Это корректирует когнитивные функции, помогает повысить концентрацию. Курсовой прием препарата улучшает метаболизм нейронов, стимулирует улучшение памяти и устраняет рассеянность.


    О препарате

    Читать также

    Восстановление речи после инсульта

    Каждый год почти миллион человек нашей страны страдают от инсульта. Эта патология может привести к мышечной слабости, параличу, когнитивным проблемам, снижению эмоционального контроля, формированию инвалидности и даже смерти.

    Читать полностью

    Когнитивные нарушения

    Различные неврологические нарушения чаще всего затрагивают высшую нервную деятельность, в результате чего формируются когнитивные нарушения. Они возникают как следствие различных изменений как в строении головного мозга, так и в его функционировании.

    Читать полностью

    Астения (астенический синдром, астенические расстройства)

    Термином «астения» специалисты описывают состояние физической и психической слабости, которая не устраняется при обычном отдыхе, сопровождается сменой настроения, повышением утомляемости, нарушениями сна, раздражительностью.

    Читать полностью

    Эмоциональное выгорание

    В современном мире эмоциональное выгорание – широко распространённая проблема. Среди общей популяции насчитывается до 13% страдающих этой патологией.

    Читать полностью

    Последствия инсульта

    Мозг состоит из двух полушарий: левого и правого. Каждое полушарие отвечает за управление различными функциями нашего тела. Левое полушарие мозга отвечает за логику, языковые навыки, оральную функцию, последовательность, линейное мышление, математику, критическое мышление, суждения и рассуждения.

    Читать полностью

    Гипертония - что это: насколько опасен такой диагноз и можно ли вылечиться

    Многие люди, особенно старше 40-45 лет, которые обращаются в клинику по поводу различных жалоб, а иногда и с профилактическими целями, узнают о том, что у них повышено артериальное давление.

    Читать полностью
    Понравилась статья? Оцените ее
    • 18
    • 0
    • 0
    Статья носит исключительно информационный характер. Необходимо получить консультацию специалиста.
    Найти
    в аптеках