Задайте вопрос

    Данная консультация не является заменой визита врачу

    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Какая часть мозга отвечает за речь? Речевые зоны головного мозга

    Вы когда-нибудь задумывались, как наш разум формирует слова? Или как вы понимаете, что говорят другие? Ответ на эти вопросы заключается в понимании того, какая часть мозга отвечает за речь.

    Разговорная речь — сложный процесс, поскольку он включает как понимание речи, так и ее воспроизведение. Здоровый мозг делает и то, и другое без особых усилий.

    Где находится речевой центр мозга?

    Вся кора головного мозга состоит из двух полушарий. По большей части они симметричны по функциям. Мозжечок также содержит два полушария и расположен в задней части мозга. Это область, отвечающая за чувство равновесия.

    У большинства населения речевой центр головного мозга расположен в левом полушарии (90% правшей, 70% левшей). Но важно помнить, что все функции мозга - это совместные усилия обеих долей мозга. Без надлежащего функционирования всех отделов у нас были бы трудности с основными двигательными функциями, зрением, речью и высшими мыслительными процессами, которыми управляет лобная доля.

    Какое полушарие мозга отвечает за речь

    Как правило, за язык и речь отвечает левое полушарие или часть мозга. Из-за этого его называют «доминирующим» полушарием. Правое полушарие играет большую роль в интерпретации визуальной информации и пространственной обработке. Примерно у одной трети левшей речевая функция может быть расположена в правом полушарии мозга. Людям-левшам может потребоваться специальное тестирование, чтобы определить, находится ли их речевой центр с левой или с правой стороны, если им необходимы какие-либо вмешательства в области мозга

    Многие нейробиологи считают, что левое полушарие и, возможно, другие части мозга важны для языка. При их поражении может развиться афазия — это нарушение языка. Определенные части мозга отвечают за определенные функции языкового производства. Существует много типов афазий, они различаются в зависимости от пораженной области мозга и той роли, которую эта область играет в языковом производстве.

    В лобной доле левого полушария есть область, которая называется зоной Брока. Он находится рядом с областью, которая контролирует движение лицевых мышц, языка, челюсти и горла. Основная функция области Брока — формирование и производство речи, поскольку она также является частью моторной коры.

    Если эта область разрушена, человеку будет трудно воспроизводить звуки речи из-за неспособности двигать языком или лицевыми мышцами для формирования слов. Человек с афазией Брока все еще может читать и понимать разговорный язык, но испытывает трудности с речью и письмом. Повреждения в районе зоны Брока характеризуются невнятными и нечеткими словами.
    Другая часть мозга, отвечающая за речь, расположена в височной доле, также в левом полушарии. Это называется областью Вернике, и она связана с пониманием речи и языка. Именно так мы можем понимать других и реагировать должным образом. Он также связан с сенсорной корой. Люди, у которых поврежден этот речевой центр, не могут понять, что они слышат. Однако у них нет проблем со словообразованием. Это состояние называется афазией Вернике. Человек может издавать звуки речи, но они бессмысленны (рецептивная афазия), потому что не имеют никакого смысла.

    Люди с поражением обеих областей имеют состояние, называемое глобальной или тотальной афазией.

    Как мозг обрабатывает речь? Особенности речевой системы

    Нейробиологам известно, что речь в течение некоторого времени обрабатывается в слуховой коре, наряду с любопытной активностью в моторной коре. Однако, как эта последняя кора задействована, до сих пор оставалось загадкой. Недавнее исследование, проведенное двумя учеными Нью-Йоркского университета, свидетельствует о том, что речь создается и воспринимается несколько по-другому, чем считалось более полутора веков назад, когда были открыты речевые центры.

    В 1861 году французский невролог Пьер Поль Брока определил то, что впоследствии стало известно как «область Брока». Это область в задней нижней лобной извилине. Эта область отвечает за обработку и понимание речи, а также за ее воспроизведение. Интересно, что у коллеги-ученого, которого Брока должен был оперировать, после операции полностью отключилась область Брока. Тем не менее, он все еще мог говорить. Изначально он не мог составлять сложные предложения, но со временем восстановил все разговорные способности. Это означало, что возникла другая область, и была задействована определенная нейропластичность.

    В 1871 году немецкий невролог Карл Вернике открыл еще одну область, отвечающую за обработку речи посредством слуха, на этот раз в верхней задней височной доле. Теперь это зона Вернике. Модель была обновлена в 1965 году выдающимся поведенческим неврологом Норманом Гешвиндом. Обновленная карта мозга известна как модель Вернике-Гешвинда.

    Вернике и Брока получили свои знания, изучая пациентов с повреждениями определенных частей мозга. В 20 веке электрическая стимуляция мозга начала давать нам еще большее понимание внутренней работы мозга. Пациенты, перенесшие операцию на головном мозге в середине века, получали слабую электрическую стимуляцию мозга. Сила тока позволила хирургам избежать повреждения критически важных участков. Но это также позволило им лучше понять, какие области мозга контролируют те или иные функции.

    С появлением МРТ и других технологий сканирования мы смогли наблюдать за активностью в областях мозга и за тем, как формируется речь и язык. Теперь мы знаем, что импульсы, связанные с языком, проходят между областями Бока и Вернике. Связь между ними помогает нам понять грамматику, звучание слов и их значение. Другая область, веретенообразная извилина, помогает нам классифицировать слова.

    Те, у кого эта часть повреждена плохо читают. Эта зона позволяет нам улавливать метафоры и размер, например, в поэзии. Оказывается, обработка речи включает в себя гораздо больше областей мозга, чем считалось ранее. Задействована каждая крупная доля.

    В исследовании, недавно опубликованном в журнале Science Advances, ученые исследуют одно из последних возражений относительно того, как мозг обрабатывает язык. Вопрос в том, почему задействована моторная кора? Классически эта область контролирует планирование и выполнение движения. Но какое отношение это имеет к языку?

    Когда вы слушаете чей-то разговор, ваши уши воспринимают звуковые волны и превращают их в электрические импульсы, которые проходят по вашим нервам в различные части мозга. Первое место, куда они направляются, — это слуховая кора, где звук конвертируется в слова. Затем сигналы анализируются мозгом как речь. Исследователи оказались в тупике, потому что часть этого сигнала попадает в моторную кору.

    Конечно, вы двигаете ртом, когда говорите, и многими другими частями лица. Таким образом, моторная кора отвечает за физику речи. Но почему ее нужно вовлекать в процесс интерпретации? Похоже на то, что мозгу нужно молча, про себя произносить слова, чтобы расшифровать сказанное. Таким образом, за речь отвечает сразу несколько областей, и поражение любой из них может привести к серьезным проблемам.

    Причины и классификация нарушений речи у взрослых

    Повреждение любой области, отдела мозга, отвечающего за речь, может вызвать различные состояния, такие как:

    • дислексия - неспособность читать и затруднения при обучении письму
    • афазия – нарушение восприятия речи при сохраненном слухе
    • аномия – разновидность афазии, неспособность называть вещи своими именами
    • аграфия - неспособность писать.

    Кроме того, расстройства зависят от того, какая область повреждена более всего.

    Область Брока в первую очередь отвечает за языковую продукцию. Повреждение этой области приводит к продуктивной афазии.
    Область Вернике в первую очередь отвечает за понимание языка. Повреждение этой области приводит к рецептивной афазии.

    Первичная слуховая кора определяет высоту и громкость звуков. Угловая извилина отвечает за несколько языковых процессов, включая (но не ограничиваясь) внимание и обработку чисел.

    Без мозга не было бы языка. В человеческом мозге есть несколько областей, специфичных для обработки и производства речи. Когда эти участки повреждены при инсульте, операции, разрыве аневризмы или травмированы, способность говорить или понимать речь может быть потеряна — расстройство, известное как афазия. Эти области должны функционировать вместе, чтобы человек мог развивать, использовать и понимать язык.

    Кстати, помимо всего, что мы обсудили выше, речь еще обеспечивается холинергической системой головного мозга. Поэтому, при левополушарном инсульте, когда возникают нарушения речи, в лечении помогает Глиатилин. На фоне лечения этим препаратом речь восстанавливается, но важно проводить полноценную реабилитацию, чтобы вернуть все утраченные функции.


    О препарате

    Читать также

    Восстановление мозга после инсульта

    Инсульт остаётся одной из наиболее распространенных причин смертности и инвалидизации как в нашей стране, так и во всем мире.

    Читать полностью

    Как развивать эмоциональный интеллект: работающие техники

    Мы замечаем, что некоторые люди достигают успеха в жизни, даже не обладая какими-то выдающимися интеллектуальными характеристиками и обширными знаниями. Но они эмоциональны, легко ладят с людьми, находят подход к любому человеку.

    Читать полностью

    Холин

    Холин (известен также под другими наименованиями — холина хлорид, холина битартрат, витамин B4) является нужным витаминоподобным веществом для функционирования центральной и периферической нервной системы человека.

    Читать полностью

    Рассеянный склероз: причины, симптомы и лечение

    Рассеянный склероз – серьезное, хроническое заболевание, поражающее головной, а также спинной мозг. Существует несколько различных типов патологии, включая ремиттирующий, прогрессирующий и молниеносный.

    Читать полностью

    Реабилитация после инсульта

    По данным статистики, инсульт является одним из лидирующих заболеваний, приводящих к инвалидности и стойкой потере нетрудоспособности. Частота инсультов колеблется с каждым годом и в среднем составляет 500 случаев на 100000 человек.

    Читать полностью

    Рассеянность внимания у взрослых

    Большинство из нас склонно к рассеянности, особенно с возрастом, но как можно определить разницу между нормой и патологией, что сделать, чтобы преодолеть рассеянность? Определим причины рассеянности, подберем несколько способов, как решить эту неприятную проблему.

    Читать полностью
    Понравилась статья? Оцените ее
    • 18
    • 0
    • 0
    Статья носит исключительно информационный характер. Необходимо получить консультацию специалиста.
    Найти
    в аптеках