Задайте вопрос

    Данная консультация не является заменой визита врачу

    This site is protected by reCAPTCHA and the Google Privacy Policy and Terms of Service apply.

    Как быстро и хорошо запоминать информацию: советы и техники

    Не только школьников и студентов заботит вопрос о том, как быстро выучить большой объем информации. Подобный навык может понадобиться любому из нас, если нам предстоит конференция, сдача экзаменов, совещание или просто нужно улучшить память, повысив свой уровень IQ. Кроме того, регулярное запоминание новой информации помогает предупреждать когнитивные расстройства и проводить профилактику старческой деменции.
    Как и любой орган в нашем теле, мозг для того, чтобы он мог эффективно работать, нужно регулярно тренировать. Нельзя позволять ему лениться или страдать от скуки, важно нагружать его новыми и полезными сведениями. Чем больший объем информации вы запоминаете, тем эффективнее будет работа мозга.

    Возможности нашей памяти

    Если нужно освоить большой объем информации, возникает закономерный вопрос — как быстро запоминать новую информацию, чтобы она отложилась в голове. Есть ли какие-то техники запоминания, которые более эффективны, чем вдумчивое чтение материала, по ходу которого делаются пометки? Многие знают, что просто прочитать информацию совершенно не значит – ее запомнить. Поглощение очередной лекции или учебника зачастую проходит мимо мозга, в памяти просто растворяются прочитанные данные, сохраняя в лучшем случае около 20% всей информации. Причем это не зависит от типа материала – научные издания, популярные книги или иностранный язык.
    Чтобы точно и избирательно запоминать нужные данные и хранить их в памяти, нужно подобрать для себя эффективные методики, подходы к тому, как запомнить информацию навсегда. Но важно, чтобы процесс был эффективным, сознательным, чтобы полученные данные были «разложены по полочкам».
    Для этого нужно, чтобы информация из кратковременной памяти, которая нужна нам ситуативно, для повседневной жизни, важные сведения перешли в «архив» — долговременную память. Тогда информация сохранится на длительное время, ее можно будет извлечь в нужный момент и воспроизвести. Предлагаем вам несколько методик как быстро выучить лекцию, запомнить данные из учебников или важных докладов.

    Конспектирование и осмысление

    Любой текст, доклад или лекцию проще запомнить, если вы не механически пробегаете по ней глазами, просто ее читая, а осмысливаете суть. Читайте информацию не спеша, от руки записывайте основные тезисы, краткое содержание, описывая его максимально простыми словами. Можно рисовать схемы, логические последовательности. Все это позволяет осмыслить информацию и запомнить ее в гораздо большем объеме.

    Метод маркера

    Если это ваши личные записи, лекции или распечатки, которые допускают различные пометки по текстам, можно использовать методику «желтого маркера». По ходу чтения просто выделяйте ярким маркером важные блоки информации – это помогает мозгу фиксироваться на них.
    Подобная методика отлично подходит для старшеклассников и студентов, людей, обучающихся новым профессиям, когда нужно освоить специальную литературу. Выделение цветом подойдет для последовательного структурирования и запоминания достаточно большого объема данных. При повторении этого текста мозг автоматически будет фиксировать выделенные моменты.

    Метод интервального повторения

    Достаточно эффективный метод запоминания информации – это интервальное повторение. Недаром еще древние говорили фразу «повторение – мать учения». Чем чаще мы повторяем запоминаемый материал, тем лучше его помним, меньше важных деталей стирается из памяти. Подобный подход помогает запомнить достаточно большие объемы информации – стихи, прозу, технический текст, специализированную информацию.

    Алгоритм повторений следующий:

    • Первый раз повторите информацию через 20-30 минут после прочтения или заучивания.
    • Второй раз сделайте повтор через 6-8 часов.
    • Третий раз повторите изучаемый материал спустя сутки.

    Помните совет, как лучше запоминать изучаемый материал – нужно его не просто заново перечитать, а постараться активно извлечь из своей памяти, подглядывая в первоисточник.
    Если вам нужно освоить очень большой объем информации и есть некоторое время, либо эти данные будут вам необходимы в дальнейшем, интервальное запоминание строится уже по другому принципу.

    • Первое повторение стоит провести в тот же день, когда вы заучиваете информацию. Причем проведите повторение всего объема материала.
    • Второе повторение необходимо через три дня, но повторить стоит только ключевые моменты, которые вы выделили.
    • Третий раз материал повторяется через 6 дней, нужно вспомнить весь объем информации, но стоит делать это в другом порядке.

    Идеальный вариант запоминания большого количества данных – это повторение материала ежедневно, но отводить на это стоит не более 15-20 минут, чтобы мозг не был перегружен и мог систематизировать полученный новые сведения.

    Эффект края

    В поисках эффективных способов того, как запоминать больше информации, стоит помнить открытие Г. Эббингауза, названное «эффектом края». Это феномен, который заключается в избирательности памяти – мы лучше всего помним и затем воспроизводим информацию, которая была расположена в начале текста или в его конце. Чтобы воспользоваться этим эффектом – выделите в тексте самые сложные и важные части и приступайте к их запоминанию в самом начале или оставьте их на самый конец занятия. В этом случае они лучше всего отложатся в памяти.

    Метод Фейнмана

    Лауреат Нобелевской премии, известный физик Р.Фейнман придумал методику, как хорошо запоминать новую и важную информацию, глубже и быстрее разобраться в любой теме. В основе метода лежит объяснение сложных и новых понятий простыми и понятными словами, что облегчит запоминание.

    Суть методики можно свести к трем основным этапам:

    • В форме тезисов выпишите все данные, которые вы знаете по той теме, которую вам нужно выучить.
    • Выделяйте основные пробелы в ваших знаниях и заполните их, записывая новые данные в максимально простой форме, без сложных предложений и запутанных терминов.
    • Теперь объедините все тезисы с простой и интересный рассказ, который изложите на бумаге таким образом, чтобы вас понял даже школьник. Затем перескажите информацию.

    Можно и нужно использовать простые сравнения, визуальные картины – рисунки, графики, схемы, поскольку до 90% всей информации мы воспринимаем зрительно. Можно записывать свой рассказ на диктофон, чтобы оценить, в каких вопросах еще есть пробелы.

    Методика интерференции

    Ученым известен эффект интерференции– это смешивание схожих воспоминаний. При наложении новой информации поверх старой, но похожей, процесс запоминания может усложняться. Например, поставив новый пароль на телефоне, первое время вы на автомате будете использовать старый, и только постепенно, на протяжении нескольких дней или недель, новые данные вытеснят старые.

    Чтобы уменьшить негативное влияние эффекта интерференции, стоит приступать к изучению похожей информации в разное время. Если же у вас нет такой возможности, тогда делите новую информацию на блоки, сделав так, чтобы изучаемые данные в каждом блоке, следуя друг за другом, были максимально не похожими один на другой.

    Можно изучать одну часть информации в одной части дома, например, на кухне, другую – за рабочим столом, третью – выйдя на улицу. Смена обстановки помогает предупредить смешивание поступающей информации.

    Мнемотехника - «дворец памяти» или «чертоги разума»

    Эти романтичные названия – один из вариантов мнемотехники, в основе которой лежит построение ассоциативных рядов. Методика помогает раскладывать нужную информацию небольшими объемами по новым созданным ячейкам памяти.

    Кроме того, эти ячейки с информацией будут связаны логическим ассоциативными ниточками. Эта техника не подходит для новичков, нужно потратить некоторое время, чтобы ее освоить, но если вам это удастся, можно быстро запоминать большие объемы информации, а при необходимости использовать только те ее части, которые нужны именно сейчас, при этом не нужно перегружать мозг.
    Итак, новая информация будет являться основой «строительства замка», в начале освоения техники стоит использовать ассоциации между уже знакомой информацией и новыми данными. Например, начните выстраивать «замок» на основе своей квартиры, где вы помните каждую мелочь. В дальнейшем можно работать уже со своим воображением.

    Прикрепите новые информационные образы к «опорным пунктам», которыми будут выступать предметы интерьера. Важно соблюдать определенную последовательность – располагать привязки по часовой стрелке либо против нее. Это нужно для выстраивания логических цепочек, чтобы затем самому не запутаться. Чем ярче и необычнее будут ассоциации, тем прочнее они засядут в памяти. Стоит включить воображение и построить небольшой рассказ из новой информации с привязкой на «опорные пункты».

    Структурирование информации

    Известно, что если нужно освоить большой объем информации, ее стоит структурировать. Весь объем информации нужно поделить на части, чтобы можно было каждую из них изучить более глубоко и максимально продуктивно. Но чтобы эффект был максимальным, важно провести грамотную разбивку всех данных на логические блоки по определенным темам и подразделы.

    Понять эту технику просто, если сравнить с переносом вещей. Если вы возьмете сразу 5 тяжелых коробок за раз, можно надорвать спину и не донести груз. Если же перенесете по одной коробке за пять заходов, вам будет легче, и вы сделаете всю свою работу. Так и с запоминанием, поэтапное, блоковое освоение поможет больше запомнить, чем попытки освоить все и сразу.

    Препараты для улучшения памяти

    В период повышенных нагрузок или на фоне определенных проблем со здоровьем, сосудистых расстройств может потребоваться дополнительная медикаментозная поддержка. Важна стимуляция процесса нейрогенеза – образования новых нервных клеток и нейронных связей, которые помогают улучшить память и сделать освоение новой информации более продуктивным. Кроме того, препараты помогают защитить имеющиеся нейроны от стрессовых воздействий и разрушения, усилят их питание и эффективную работу. Дополнительно стимулируется кровообращение головного мозга, которое позволяет ему получать больше питательных веществ и кислорода для длительной эффективной работы.

    Среди всех нейропротекторов стоит выделить Глиатилин, в основе которого лежит действующее вещество холина альфосцерат. Препарат проникает через гемато-энцефалический барьер, помогает повысить устойчивость нервных клеток к гипоксии, повышает пластичность ЦНС, предупреждает негативные эффекты глутамата, выделяемого при гипоксии.

    В организме Глиатилин распадается на глицерофосфат и холин, которые позитивно влияют на функциональность нейронов. Холин помогает облегчать передачу импульсов по холинергическим путям, улучшает работу рецепторов. Образующийся из холина ацетилхолин улучшает трансформацию кратковременной памяти в долговременную, помогает в запоминании нового и улучшению концентрации.

    Курс лечения может состоять из инъекций по 3-4 мл раствора (1000 мг) длительностью 10 дней. Затем необходимо перейти на прием капсул перорально по 2-3 штуки дважды в сутки до 3-6 месяцев.

    Полезные советы

    Чтобы сделать процесс запоминания эффективным, стоит придерживаться простых правил.

    Стоит делать себе перерыв примерно через 20-30 минут непрерывной работы. Это нужно для того, чтобы мозг отдохнул.
    Избегайте многозадачности, не стоит отвлекаться на другие дела. Выделите себе время только на работу с информацией, чтобы вас никто не отвлекал.

    Максимальная продуктивность мозга приходится на период с 8 до 10-11 утра и на период с 19 до 22 часов. Это наиболее активное время для синтеза и запоминания нового.

    Во время запоминания ходите или двигайтесь, это усиливает кровообращение мозга и доступ к его клеткам кислорода.

    Если устали, болит голова или ест недомогание, оставьте процесс учебы, отдохните. Можно позволить себе короткий дневной сон.

    Читать также

    Геморрагический инсульт

    Инсульт – это резкое нарушение нормального притока крови к мозгу в результате разрыва артерии или ее закупорки, что формирует острую гипоксию нервной ткани (кислородное голодание). Если поражение вызвано разрывом артерий, внутри полушарий мозга или вокруг него, это называется геморрагическим инсультом. Это состояние, требующее экстренной медицинской помощи, зачастую – операции и длительного восстановления. Примерно один из пяти инсультов – геморрагический.

    Читать полностью

    Когнитивные функции

    Расстройства интеллектуальных или когнитивных функций (КФ) — значимая проблема медицины, с которой работают врачи различных специализаций.

    Читать полностью

    Холин

    Холин (известен также под другими наименованиями — холина хлорид, холина битартрат, витамин B4) является нужным витаминоподобным веществом для функционирования центральной и периферической нервной системы человека.

    Читать полностью

    Какая часть мозга отвечает за речь?

    Вы когда-нибудь задумывались, как наш разум формирует слова? Или как вы понимаете, что говорят другие? Ответ на эти вопросы заключается в понимании того, какая часть мозга отвечает за речь.

    Читать полностью

    Нарушение походки (дисбазия)

    Походка – это совокупность индивидуальных признаков, характеризующих ходьбу, с одновременными движениями и положением туловища, головы и свободных конечностей — такое определение дает Медицинская энциклопедия.

    Читать полностью

    Тяжесть в голове

    Тяжесть в голове – то неприятное чувство, которое знакомо практически каждому. В таком состоянии человеку сложно думать, концентрироваться и заниматься повседневными делами, а единственное желание – поскорее избавиться от этого ощущения и вернуться к здоровому состоянию.

    Читать полностью
    Понравилась статья? Оцените ее
    • 18
    • 0
    • 0
    Статья носит исключительно информационный характер. Необходимо получить консультацию специалиста.

    Список литературы

    1. Fowler A, Whitehurst K, Al Omran Y, et al. How to study effectively. Int J Surg Oncol (N Y). 2017;2(6):e31. doi:10.1097/IJ9.0000000000000031
    2. Murayama K, Blake AB, Kerr T, Castel AD. When enough is not enough: Information overload and metacognitive decisions to stop studying information. J ExpPsychol Learn Mem Cogn. 2016;42(6):914-924. doi:10.1037/xlm0000213
    3. Augustin M. How to learn effectively in medical school: test yourself, learn actively, and repeat in intervals. Yale J Biol Med. 2014;87(2):207-212. Published 2014 Jun 6.
    4. Mallow J, Bernarding J, Luchtmann M, Bethmann A, Brechmann A. Superior memorizers employ different neural networks for encoding and recall. Front SystNeurosci. 2015;9:128. Published 2015 Sep 14. doi:10.3389/fnsys.2015.00128
    5. Sleister HM. Evidence-Based Strategies to Improve Memory and Learning. J MicrobiolBiol Educ. 2014;15(2):336-337. Published 2014 Dec 15. doi:10.1128/jmbe.v15i2.790
    6. Roediger HL 3rd, McDermott KB. Remembering What We Learn. Cerebrum. 2018;2018:cer-08-18. Published 2018 Jul 1.
    Найти
    в аптеках